Определяющей чертой жанра являются спонтанные «музыкальные дискуссии», когда члены джазового коллектива импровизируют. Эти импровизации имеют сходство с людской речью, когда собеседники по очереди вступают в диалог.
Исследователи из Института Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, нашли при помощи сканирования мозга импровизирующих музыкантов, что мозг интерпретирует музыку и язык одним и этим же образом. Одиннадцать классных джазовых пианистов парней в возрасте 25-26 были отобраны для проведения исследования.
Каждый музыкант провел 10 минут внутри магнитно-резонансного томографа (МРТ) в время занятий в музыкальной импровизации. Исследователи потом проанализировать результаты МРТ, чтоб поглядеть, какие зоны мозга были активированы в время импровизации. До сего времени исследования, изучающие то, как мозг обрабатывает слуховую связь меж 2-мя людьми, проводились исключительно в контексте разговорного языка. Но, при помощи джаза нам удалось изучить неврологическую базу интерактивного, музыкального общения, когда это происходит за пределами разговорного языка.
Во время импровизации области мозга, связанные с синтаксисом и языка обработки были активированы. Эти области именуются «нижняя лобная извилина» и «задняя верхняя височняя извилина». Любопытно, что «угловые извилины» и «верхние предельные извилины» — области мозга, участвующие в семантической обработке, отключались в время сессий импровизации.
Это говорит о том, что области мозга, ответственные за обработки синтаксиса не ограничивается только разговорным языком. Заместо этого мозг употребляет свои синтаксические регионы, чтоб обрабатывать коммуникацию в целом. Будь это общение через речь или музыку.